Это была первая известная вспышка бубонной чумы в Средиземноморье

«На нас обрушилась чума» — возможно, это была распространенная фраза в древней Иордании, где бесчисленное множество людей погибло от загадочной болезни, которая повлияла как на общество, так и на целую эпоху цивилизации.
Сейчас междисциплинарная группа экспертов из Университета Южной Флориды изучает больше информации о Юстиниановой чуме и ее последствиях в те далекие времена. Под руководством Рэйса Х. Й. Цзяна (Rays H. Y. Jiang), доцента Колледжа общественного здравоохранения, группа недавно завершила работу над третьей из серии научных статей, посвященных первой известной вспышке бубонной чумы в Средиземноморье.
Статья опубликована в Journal of Archaeological Science. Она дополняет исторические сведения о причинах разрушительной эпидемии, унесшей жизни миллионов людей в Византийской империи.
Как чума повлияла на древний Джераш
Во время Юстиниановой чумы пострадавшие жили в разных и зачастую не связанных друг с другом общинах. Но чума свела их вместе в смерти: бесчисленные тела быстро накапливались поверх слоев глиняных черепков в заброшенном общественном пространстве — центре этого недавнего исследования.
В то время как их первые две статьи были посвящены в основном патогену, вызывающему смертельные формы чумы, в новом исследовании рассматривается его краткосрочное и долгосрочное влияние на древнее общество и даже то, что это может значить сегодня.
Хотя исторические источники описывают широкое распространение чумы в Византийской империи, многие предполагаемые места массовых захоронений так и остались гипотетическими. Джераш — первое место, где массовое захоронение жертв чумы было подтверждено как археологически, так и генетически.
Выявление закономерностей в перемещениях и уязвимости
Авторы описывают это как единичное погребальное мероприятие, принципиально отличающееся от обычных гражданских захоронений, которые со временем увеличиваются в размерах. В Джераше за несколько дней были захоронены сотни тел. Это открытие меняет представление о первой пандемии в двух важных аспектах: оно предоставляет прямые доказательства массовой смертности людей и дает представление о том, как люди перемещались, жили и становились уязвимыми в древних городах.
Братская могила также помогает разгадать давнюю загадку: почему история и генетика показывают, что люди со временем перемещались и смешивались, в то время как другие свидетельства указывают на то, что древние сообщества были в основном локальными. Торговля, миграция и империи объединяли людей по всему Ближнему Востоку, однако большинство захоронений свидетельствуют о том, что люди умирали там, где их похоронили.
Результаты исследования, проведенного в Джераше, показывают, что оба предположения могут быть верными. Миграция часто происходила постепенно, на протяжении нескольких поколений, и обычно была незаметна в повседневных сообществах, поэтому ее трудно обнаружить на обычных кладбищах. Однако во время кризиса мобильные группы населения внезапно оказывались в одном месте, что позволяло увидеть долгосрочные закономерности миграции в один момент.
Факты свидетельствуют о том, что люди, похороненные в Джераше, были частью мобильного населения, входившего в более широкое городское сообщество древней Иордании. Обычно они были рассредоточены по территории, но в случае кризиса их хоронили в одной братской могиле.
«Сопоставляя биологические данные, полученные при исследовании тел, с археологическими находками, мы можем увидеть, как болезни влияли на реальных людей в их социальном и экологическом контексте, — говорит Цзян. — Это помогает нам понять, что пандемии в истории — это не просто вспышки, описанные в текстах, а реальные события, связанные со здоровьем людей».
Современные уроки древних пандемий
Исследовательская группа помогает переосмыслить не только то, как возникают и распространяются пандемии, но и их влияние на жизнь людей и реакцию общества. Они процветают в густонаселенных городах, благодаря путешествиям и изменениям окружающей среды, как и современные патогены.
«Пандемии — это не только биологические, но и социальные явления, и это исследование показывает, как болезнь связана с повседневной жизнью, передвижением и уязвимостью, — сказал Цзян. — Пандемии показывают, кто уязвим и почему, и эти закономерности до сих пор влияют на то, как болезнь воздействует на общество».
Пандемии и эпидемии продолжают терзать человечество. Но недавний эксперимент ученых показал, что иногда болезни можно избежать: больные гриппом две недели жили в изоляции с 11 здоровыми людьми — и никто не заразился.